«Жизнь за други своя». Протоиерей Николай Коржич об опыте общения с митрополитом Филаретом

18 февраля 2021

top.jpg

Конечно, по-человечески очень жаль, что Митрополит Филарет преставился, и его земной путь завершился. Последние 20 лет моей жизни были самым тесным образом связаны с послушаниями при владыке.

…Всегда люблю вспоминать отзывы своего родителя, протоиерея Николая Коржича, который был настоятелем храма святых Космы и Дамиана в Слуцке[1]. В советские годы отец поступил в семинарию — пошел, в свою очередь, по стопам своего отца, протоиерея Павла Коржича. Их знакомство с владыкой Филаретом произошло в семинарских стенах, в тогдашнем Загорске, нынешнем Сергиевом Посаде. В 1972 году, перед своей диаконской хиротонией, отец имел беседу с владыкой — тогда епископом Дмитровским, молодым ректором Московских духовных школ. Владыка Филарет подарил отцу свой собственный подрясник. Тот оказался великоват, и архиерей, заметив некоторую растерянность семинариста, подбодрил его: «Не переживай, были бы кости, а мясо нарастет!»

К тому времени отец был уже женат, и владыка проявлял заботу о семейных студентах, давал дополнительные послушания для пропитания и материальной поддержки, — так что мой родитель трудился на просфорне и пел в семинарском хоре. В 1972 году владыка Филарет рукоположил во диакона моего отца, в 1999 — меня, и это одно из многих свидетельств тому, что целые поколения священнослужителей выросли под его омофором. Подрясник тот, кстати, отец хранил до конца своих дней.

Потом уже, когда Авва, будучи Митрополитом Минским, поручил мне быть своим помощником, появилась возможность практически каждодневно с ним общаться, смотреть на его великодушие, доброту, сердечность, милосердие, искренность, молитвенность, дипломатичность, чувство такта, на его многогранный жизненный опыт. Владыка прожил долгую, яркую, насыщенную жизнь. Более 55 лет он служил Богу и ближним в архиерейском сане. Отошел в вечность на 86-м году жизни. Безусловно, ему довелось вынести немало трудностей, скорбей, болезней, связанных с тем, что человек, который так самоотверженно трудился, не мог сохранить свое здоровье в идеальном состоянии. Он, как говорится в Священном Писании, жизнь свою полагал за други своя[2], за те ценности, которые считал главными: веру Христову и Церковь.

…Помню, днем владыка принимал людей, а ночью работал с документами. Иногда он меня тоже к этому привлекал, особенно когда было много разных обращений, и после этого разбора бумаг нужно было ехать на ту или иную службу. Выезжали, как правило, рано, поэтому получалось так, что где-то до 6 утра владыка рассматривал документы, а в 8 мы уже отправлялись в путь. И я удивлялся: владыка, ну как так, это ж ночь не спать, это вредно для здоровья… А владыка отвечал: что это такое — одна ночь, вот когда мы работали в ОВЦС[3], я мог и две, и три ночи подряд не спать.

Да, владыка не жалел себя. Пока был покрепче — мог переносить нагрузки, а с возрастом это начало всё хуже отражаться на здоровье, подтачивать силы.

К слову, стоит помнить вот о чём: уже пребывая на Минской кафедре, Митрополит Филарет возглавлял «министерство иностранных дел» Московского Патриархата, был в Русской Церкви дипломатом номер 1. Конечно, его послушание в ОВЦС способствовало тому, что о Минске стали больше знать в мире, что Церковь в Беларуси получила больше возможностей для выживания и будущего возрождения. Красноречивый тому пример — строительство в 1984 году Минского епархиального управления, первого церковного здания, возведенного в нашей стране при советской власти.

В 1993-2011 годах владыка Филарет был руководителем Синодальной богословской комиссии[4] Русской Православной Церкви и на этом посту всегда проявлял себя как человек мира, дружбы, диалога. На богословские форумы, организованные им, приезжали представители всех Поместных Церквей. 

…Владыка часто говорил, что лучший отдых заключается в перемене труда. В редкие минуты отдыха он любил почитать. Наведывался к сродникам в Москве — уже приснопоминаемому протоиерею Василию Изюмскому[5], к сестре своей Ольге Варфоломеевне[6], Царство им Небесное…

Читал самое разное. Любил и просматривать прессу, и изучать богословскую литературу. Однажды в отпуске мы с ним вместе ездили на Кипр, где у владыки были знакомые, и там он читал протоиерея Георгия Флоровского. В иноязычной среде владыка чувствовал себя вполне уверенно, понимал разговорную греческую речь. Когда был архиепископом Берлинским и Среднеевропейским[7], специально брал уроки немецкого. Уже при мне читал газеты по-немецки.

…Митрополит Филарет очень любил посещать Жировичский монастырь и Минские духовные школы. Сам вникал во все, даже мелкие детали того, что происходило в семинарии, академии, в жизни обители. Почему? — потому что когда владыка впервые приехал в Беларусь, единственный монастырь здесь был Жировичский. Единственное место, где можно было духовенству и паломникам собраться в большом количестве. И собирались: на праздник Жировичской иконы Божией Матери, на престольный праздник обители — Успение Пресвятой Богородицы. Поэтому владыка каждую неделю в Жировичи ездил, общался и с преподавателями, и со студентами, спрашивал, в том числе, о личных делах и всегда откликался, если возникала необходимость в помощи. Очень много помогал строительству храмов — священники приходили и говорили: владыка, нам колокола надо, нам крест надо, — и наш святитель отзывался. Это было для него правилом. Конечно, многое из этого Авва делал не для того, чтобы мы сейчас об этом рассказывали… Просто благотворил в соответствии с Евангелием: пусть правая рука не знает, что делает левая[8].

Владыка приложил максимум усилий, чтобы в 1996 году была открыта Минская духовная академия. Нужно было собрать команду, дать всему этому движение, возможность расти. Это требовало огромных затрат. Первоначально академия находилась в Жировичах, но Митрополит Филарет подчеркивал, что в перспективе ей надлежит быть в Минске, потому что здесь есть база, здесь есть преподаватели, профессора, научное сообщество, которое поможет духовной академии развиваться.

…Когда мы провожали владыку в путь всея земли, пришли на заупокойную службу в Свято-Духов кафедральный собор и облачались, один из архиереев сказал: спасибо большое владыке за это облачение, он мне его когда-то подарил. А кто-то заметил: спасибо большое владыке, что он оставил людей, которые могут облачиться в эти ризы…

И действительно, Митрополит Филарет воспитал целую плеяду архипастырей и священнослужителей. И множество мирян ко Христу пришли, глядя на пример владыки Филарета.

То, что десница владыки насадила, что он начал, — всё проросло. Все семена дали плод. Будет ли это дальше развиваться, процветать или угасать — это уже зависит от нас, продолжателей дела великого Минского архипастыря.

Митрополит Филарет показал нам такое Православие, которое влечет к себе. Нужно взирать на его образ, памятовать его многочисленные добрые дела и молиться о нем — а он, верю, будет молиться о нас.  

[1] Годы жизни: 1943 — 2011.

[2] Ин. 15:13.

[3] Отдел внешних церковных сношений (с 2000 года — Отдел внешних церковных связей). Митрополит Филарет возглавлял ОВЦС с 1981 по 1989 годы.

[4] С 2009 года — Синодальная библейско-богословская комиссия.

[5] Годы жизни: 1927 — 2020.

[6] Годы жизни: 1925 — 1997.

[7] В 1973-1978 годах.

[8] Мф. 6:3.

Слуцкая епархия/Church.by