Слово Митрополита Филарета в день празднования Нерукотворенного образа Спасителя. Поселок Привольный, храм святителя Николая Чудотворца, 29 августа 2013 г.

29 августа 2013

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Анатолий!

Досточтимые отцы, братья и сестры!

Рад приветствовать вас в день престольного праздника этого прекрасного криптового храма.

Сегодня Святая Церковь вспоминает перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господня. Лик Спасителя, чудом запечатленный на холсте, был доставлен в столицу Византии в 944 году по приказу императора Константина Багрянородного. Именно этот правитель позже стал восприемником при крещении святой великой княгини Ольги.

Согласно преданию, Господь Иисус Христос посредством Своего Нерукотворенного Образа исцелил сирийского царя Авгаря от проказы. И этот благочестивый рассказ, и многочисленные новозаветные свидетельства о совершённых Спасителем исцелениях открывают нам, что милосердие — одно из главных свойств нашего Бога. Более того, милосердие есть самое главное свойство Бога, как решительно утверждает блаженный Августин.

Но Писание и Предание не только дарят нам образ Христа, избавляющего людей в ответ на их просьбы от боли и скорби. Евангелие говорит, какими должны быть сами люди, о чем-либо просящие Бога. То есть, по сути, все мы.

Евангельский прокаженный обращается к Христу: Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Мф. 8: 2; ср. Мк. 1: 40, Лк. 5: 12). Иными словами: «Я хочу исцелиться. Но да будет воля Твоя, Господи». Ответ Господа мы знаем: хочу, очистись.

Короткая фраза — «да будет воля Твоя» — выражает подвиг человеческого доверия Творцу. В составе молитвы «Отче наш» мы произносим ее зачастую автоматически. Но осознанно сказать «да будет воля Твоя» в конце нашей личной, конкретной просьбы к Богу… Такое невозможно без усилий. А что, если воля Божия не совпадает с нашими желаниями?  

Сам Спаситель прошел через врата слов «да будет воля Твоя» и вышел из них на Голгофу. Когда Христос молился: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня (Мк. 14: 36; ср. Мф. 26: 39, Лк. 22: 42), воля Отца была в том, чтобы Сын принял смерть. Которая — нам известно — стала лишь этапом на пути к Воскресению, к славе Сына Человеческого (см. Ин. 12: 23) и к тому, чтобы тварь освободилась от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (см. Рим. 7: 21).                      

 Нам нельзя забывать, дорогие братья и сестры, что воля Божия о нас, какой бы она ни была, — это всегда воля любви. Даже если Отец Небесный ведет нас на крест — Он тем самым хочет нам жизни с избытком (см. Ин. 10: 10). Я … держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Ис. 41: 13), — обещает каждому из нас Господь.

«Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», — сказано в постановлении VII Вселенского Собора. Взирая на Нерукотворенный Образ Спасителя, будем стремиться к единению со Христом — Пасхой нашей, закланной за нас (см. 1 Кор. 5: 7).

Сердечно благодарю отца настоятеля за усердие в созидании храма и прихода. Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Успение Которой мы продолжаем праздновать, да сохранит Господь эту общину! Аминь!