Слово Митрополита Филарета за Божественной литургией в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе в Великий Четверг. 2 мая 2013 г.

02 мая 2013

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваше Преосвященство!

 Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Мы продолжаем шествие к радости грядущего Воскресения, следуя со Христом стезею спасительных Его страданий. И сегодня, во святой и Великий Четверг, Церковь прославляет события Тайной Вечери, таинственно соучаствуя в ней через приобщение Пречистого Тела и Крови Господней.

Без малого два тысячелетия минуло с времени, когда Спаситель в преддверии Своих искупительных страданий даровал святым апостолам, а в их лице – и всему роду человеческому величайший дар жизни – Таинство Евхаристии, в котором всякий верующий человек принимает Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа.

Святая Церковь на протяжении всей истории своего бытия неотступно следует повелению Спасителя: «Сие творите в Мое воспоминание», преподавая верующим за Божественной Литургией тот Истинный Хлеб, о котором Сам Господь, говорит, что сей —хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6: 51). Преподавая и Чашу, о которой свидетельствует святой апостол Павел, наставляя: Когда … пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете (1 Кор. 11: 26), а значит – и славное Его Воскресение, ибо веруем мы, что Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших … [и] во Христе все оживут (1 Кор. 15: 20, 22)!

Восприятие плодов Воскресения Христова невозможно без участия в Евхаристии. Наследовать вечность может лишь тот, кто стремится к соединению со Христом уже здесь, на земле, через причащение Тела и Крови Его. Об этом свидетельствует Сам Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6: 53–54).

Единая Чаша, общая для всех, приступающих к ней, – это знамение единства Небесной и земной Церкви.

Все мы призваны неизменно стремиться к единению со Христом и друг с другом в причащении Пречистых Тела и Крови Господних, утверждая тем самым единство Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1: 23). И пусть нынешнее наше литургическое собрание, совершаемое в память пасхальной вечери Христа и апостолов в Сионской горнице, послужит каждому в просвещение души и тела, а также спасительным средством стяжания духовных плодов грядущего торжества Воскресения, предвестником вечной трапезы Господней в Его Святом Царствии! Аминь!