Белорусский Экзархат

Заключение унии. Церковь вне закона

О подчинении Киевской митрополии Римскому папе было объявлено 9 октябре 1596 г. на Соборе в Бресте.

Одновременно с униатским в Бресте заседал правосл. Собор под председательством архидиакона Никифора, Экзарха Константинопольского Патриарха, при участии Кирилла Лукариса, Экзарха Александрийского Патриарха, 2 епископов: Львовского Гедеона (Балабана) и Перемышльского Михаила (Копыстенского), большого числа архимандритов, игуменов, священников и мирян. Безопасность участников Собора обеспечивал поборник православия кн. К. К. Острожский. Собор проклял унию, епископов, принявших ее, лишил сана.

Основываясь на постановлении униатского Собора, король признал законной только греко-католическую (униатскую) церковь, Православную Церковь объявил не подчинившейся «свободному» решению Собора, а потому не имеющей права на существование. Грамотой 15 декабря 1596 года Сигизмунд III объявил православным жителям Речи Посполитой о низложении епископов Гедеона (Балабана) и Михаила (Копыстенского) и о необходимости послушании униатскому митр. Михаилу (Рагозе) и другим  владыкам, принявшим унию. Униатские епископы были наделены широкими правами, доходными имениями и монастырями. Епископские кафедры могли быть заняты только униатами, братства были подчинены местным архиереям. Многие священники, чтобы не лишиться мест и средств к существованию, принимали унию, и свои приходы обращали в униатские. Те, кто не желал уступить, изгонялись из храмов, подвергался истязаниям, и их места передавались униатам. Так же поступали с настоятелями монастырей и иноками. Первым православным, арестованным за участие в работе Собора и непризнание унии, стал Экзарх архидиакон Никифор, заточенный в Мариенбургский замок, из которого он так и не вышел. Затем начались преследования всех православных, все больше представителей знати принимали католицизм, реже унию. С этого времени Православие в Речи Посполитой начало превращаться в религию низшего сословия — «хлопскую» веру. На белорусских. землях (в отличие от украинских) Православие оказалось в этот период в особо трудном положении — там не было ни одного православного епископа.

Сразу же после принятия Брестской унии началась полемика. Она была открыта почти одновременно опубликованными работами: Петра Скарги — «Синод Берестейский и его защита» с апологией унии и «Эктезис, альбо Короткое собрание справ, которыя ся деяли на поместном Берестейском соборе» с критикой решений унийного Собора. Против книги Скарги был написан «Апокризис, альбо Отповедь на книжки о соборе Берестейском», автором к-рого являлся протестант М. Броневский (писавший под псевдонимом Христофор Филалет). Ответом на «Апокризис» со стороны греко-католиков стал «Антифресис», в к-ром Филалет обвинялся во лжи и клевете. Православные опубликовали «Перестрогу» (предостережение), где рассказывалось о причинах введения унии. В 1599 г. православные заключили союз с протестантами.

Неприятие православным населением Брестской унии, казалось, могло похоронить ее, так же как и Флорентийскую. Однако после кончины митрополита Михаила (Рагозы), не проявлявшего особой ревности в распространении унии, ее спас преемник Михаила Ипатий Потей; (1600–1613), начавший активное наступление на Православную Церковь. Он отнимал у православных монастыри и храмы, земельные пожалования, заменял православных священников униатами, широко практиковал «запечатание» церквей, когда православные оставались без богослужения, а священники — без приходов. Небольшая передышка наступила лишь в 1607 году, когда в конституцию Варшавского сейма была внесена особая статья «о религии греческой», в которой давалось обещание не нарушать прав русского народа в вере и не запрещать свободного отправления православных обрядов. Эта конституция явилась результатом настойчивых усилий, прилагавшихся православной шляхтой на сеймах в 1601–1607 гг., и тех политических событий, которые заставили правительство, преданное католицизму, сделать уступки православным. Впрочем, решение сейма не изменило ситуацию: в 1609 году все 12 виленских православных храмов были силой отобраны у православных и переданы королем в распоряжение Ипатия Потея, за исключением Свято-Духовской церкви, возведенной на земле панов Воловичей. От униатского духовенства было взято письменное обязательство верности унии и повиновения униатскому митрополиту. Обязательство было подписано архимандритами виленским, минским, гроднененским и браславским; протопопами гроднененским, царисским, торчанским, любартовским и новогрудским; священниками жировицким, лесокским, марковским, бабицким, мозырским, новогрудским и 2 минскими. В 1607 году унию принял Супрасльский монастырь. Тяжелое положение Православия в западнорусских землях изобразил Мелетий (Смотрицкий), писавший под псевдонимом Феофан Ортолог, в сочинении «Фринос, или Плач Церкви восточной» (1610), тираж книги по приказу короля был конфискован, а издатели посажены в тюрьму. Скарга в ответ написал «Предостережение Руси греческой веры против Плача Феофана Ортолога», а королевский секретарь униат Илья Мороховский — «Утешение, или Утоление плача восточной Церкви».

Наступление на Православие еще энергичнее повел преемник Ипатия Потея Иосиф Рутский (1613–1637). С его именем связано появление в ВКЛ ордена базилиан (1617) для укрепления и пропаганды унии. Орден, созданный в результате союза с иезуитами, сосредоточил основное внимание на воспитании молодежи в католическом духе. Первыми результатами деятельности  базилиан на территории ВКЛ стал захват православных братских школ. К концу XVII века практически все православные братства прекратили свое существование. Число православного духовенства сильно сократилось, вынужденное  обращение православных за рукоположением к униатским епископам стало одной из причин постепенного сближения с унией. К концу жизни Рутского базилианам на территории Беларуси и Литвы были переданы 18 православных монастырей, среди них Виленский Троицкий, Минский Вознесенский, Жировицкий Успенский и др., для монахов-униатов были построены новые монастыри — Черлионский и Бытеньский. При Рутском шла активная латинизация унии: в униатских церквах начали уничтожать иконостасы, заводить органы и т. п. Ревностным насадителем унии в нач. XVII в. был иеромонах Виленского Троицкого мон-ря, с 1618 года униатский архиепископ Полоцкий, Иосафат Кунцевич. Надругательство над Православием в Полоцкой епархии стало причиной народных возмущений и убийства Кунцевича (1623), вскоре причисленного папой Урбаном VIII по ходатайству Сигизмунда III к лику блаженных мучеников.

После кончины в 1607 г. еп. Гедеона (Балабана) и в 1612 г. еп. Михаила (Копыстенского) в Речи Посполитой действовал только один правосл. иерарх: Львовский еп. Иеремия (Тиссаровский). Существовала опасность, что православная иерархия Киевской митрополии исчезнет. Эта опасность была устранена, когда в 1620 г. Иерусалимский Патриарх Фео­фан, посетивший Киев, поставил православного мит­рополита Иова (Борецкого) и 6 епископов, в том числе на архиепископию Полоцкую — Мелетия (Смотрицкого), на епископию Пинскую и Туровскую — грека Авраамия Лецида, бывшего епископа Стагонского, проживавшего с 1612 г. в Дерманском мон-ре и рукополагавшего священнослужителей. Поставление православных епископов встретило резко враждебную реакцию со стороны королевской власти, были изданы универсалы об их аресте. Большая часть православных архиереев не имела возможности находиться на территории своих епархий. Епископ Авраамий лишь изредка посещал окрестности Турова, опасаясь гражданских властей, считавших его турецким шпионом, в 1632 году. он был изгнан из Турова неким шляхтичем Рутковским. Мелетий (Смотрицкий) также лишь недолгое время мог находиться в Полоцке и был вынужден уехать в Киев. Укрепление православной Церкви вызвало тревогу у иезуитов, распространивших слух о самозванстве Патриарха Феофана и незаконности его действий. Началась полемика: в защиту Патриарха были написаны 2 блестящие работы — «Оправдание невинности» Мелетия (Смотрицкого) (1621) и «Палинодия» Захарии (Копыстенского). После перехода в унию в 1627 году. Мелетия (Смотрицкого) на белорус. землях вновь не оказалось ни одного правосл. иерарха.

В противовес политике связанной с поддержкой и насаждением унии, представители высших сословий сохранившие верность Православию, взамен отошедших в унию монастырей, учреждали новые. Так,  были основаны: Грозовский Иоанно-Богословский (в совр. Минской обл.); Новодворский _— Мартином Володковичем (1600 г.; в совр. Минской обл.); в Брагине–Ключе, мужской и женский (1609 г.; Минск. обл.) — князем А. Корибут-Вишневецким, Полозовский (ок. 1614 г.; Пинск) — Гарабурдой; Цеперский (в 1618 г.; совр. Минская обл.) — К. Долматом; Петропавловский женский (ок. 1618 г.; Минск) — А. Стеткевич; Богоявленский, со школами (1618–1619 гг.; Могилёв) — кн. И. Богдановичем-Огинским; Евейский (1619 г.; Евье) — Б. и А. Огинскими; Дятловицкий (1622 г.; совр. Минская обл.) — К. Долматом; Борколабовский жен. (1626 г.; совр. Могилёвская обл.) — Б. Соломорецким и Б. Стеткевичем; Тупичевский (ок. 1626 г.; совр. Могилёвская обл.) — К. Маскевичем; Купятичский (1628 г.; совр. Минская обл.)  — А. Воловичевной-Войною и ее сыном В. Коптем; Белковский (1630 г.; совр. Могилёвская обл.) — Я. и А. Стеткевичами-Заверскими; Оршанский Кутеинский жен. (1630) — Б. и Е. Стеткевичами-Заверскими; Воскресенский в Сельце (совр. Минская обл.) переведен из Логойска Ю. Тышкевичем и его женой Анной Унеховской в 1631 г.

Особое место в защите Православия на землях Речи Посполитой принадлежало Свято-Духову мон-рю в Вильно и его настоятелям: архимандриту Леонтию (Карповичу), развернувшему активную книгоиздательскую деятельность, Мелетию (Смотрицкому), Иосифу (Бобриковичу), отличавшемуся даром проповедничества. Свято-Духов мон-рь осуществлял руководство и надзор за вновь учрежденными обителями: 17-ю муж. и 2-мя жен.. Существовавшее при Свято-Духовском братстве издательство печатало богослужебную, учебную и полемическую лит-ру, в 1621 г. (после конфискации тиража «Френоса») издательство было перенесено из Вильны в подчиненный Духовскому Евейский мон-рь в имении Б. Огинского. Почти все правосл. братства Беларуси, прежде всего минское, слуцкое и могилёвское, были связаны с виленским братством. Другой твердыней Православия в Беларуси являлся Слуцк с его Троицким монастырем и Преображенском братством. Во многом это была заслуга праведной Софии, княгини Слуцкой (1585/86–1612). В уважение к ее памяти владельцы Слуцка Радзивиллы впоследствии не предпринимали гонений против православных.

В конце XVI — XVII вв. в связи с полемикой вокруг унии новый импульс получило кириллическое книгопечатание, активизировалась деятельность братских типографий, типографий при православных мононастырях. В основанной могилёвскими братчиками типографии при Богоявленском монастыре были изданы: Служебник (1616), Евангелие учительное Кирилла Транквиллиона—Ставровецкого (1619), Псалтирь (1693), «Диоптра» (1698), «Перло многоценное» (1699), «Небо новое» (1699). Крупным центром книгопечатания в Беларуси в 30-х — нач. 50-х гг. XVII в. явилась типография при Богоявленском Кутеинском монастыре, основателем которой был 1-й игумен монастыря Иоиль (Труцевич). Сподвижник игумена Иоиля печатник и гравер Спиридон Соболь выпустил в свет в типографии Кутеинского монастыря, в Могилёвской братской типографии и в основанной им типографии Буйничского Свято-Духова монастыря 20 изданий церковной, просветительской и полемической лит-ры, среди них: «Букварь» (1631), «История про Варлаама и Иоасафа» (1637), «Дидаскалия» митр. Сильвестра (Косова) (1637), «Брашно духовное» (1639) «Лекс?кон» Памвы Берынды (1653). В кон. XVII века книгопечатание в Беларуси резко сократилось, издание кириллических книг осуществляла только типография униатского Супрасльского монастыря, созданная на основе типографии Виленского Троицкого монастыря.